21.12.2023 12:07
Изменение в законодательстве по ОТ в 2023 году
Изменения в законодательстве о труде, в частности по охране труда происходят как «Цунами» не успеешь усвоить одно, как накатывают другие. Что же произошло в 2023 году.
Обязательные требования к разработке и содержанию инструкций по охране труда впервые вступили в силу 1 марта 2022 года (приказ Минтруда от 29.10.2021 №772н, далее — Требования № 772н). Но уже через 17 дней действие документа приостановили до 1 января 2023 года (приказ Минтруда от 17.03.2022 № 140н).
Особенности: Если в инструкции общие и неоднозначные фразы, персонал не сможет использовать документ в работе. Анализируйте, достаточно ли информации в инструкции, чтобы выполнить работу безопасно.
В инструкциях должны быть правила безопасной работы с конкретным оборудованием, которое применяют сотрудники на своих рабочих местах, для конкретных условий производства и применительно к должности, профессии работника или виду работы (п. 20 Требований № 772н). Требование учитывать документы организации-изготовителя на конкретные виды оборудования дополнительно закрепили почти во всех правилах по охране труда. Инструкции разрабатывайте на основе анализа профрисков и опасностей, характерных для работ, которые выполняют работники соответствующей должности или профессии. Кроме этого, Минтруд обязывает включить в инструкции и сам перечень выявленных профрисков и опасностей (подп. «в» п. 22 Требований № 772н).
В п.п. 21-26 Требований № 772н Минтруд установил обязательные требования к содержанию инструкций по ОТ. Инструкцию должен разрабатывать специалист, который знает особенности работы с конкретным оборудованием и инструментом, правила его проверки до, во время и после работы. Только непосредственный руководитель сможет подробно описать безопасные методы и приемы выполнения работ, а также порядок, по которому работник должен взаимодействовать непосредственно с ним.
В Требованиях № 772н нет нормы пересмотра инструкций раз в пять лет. При этом работодатель обязан поддерживать инструкции в актуальном состоянии (п. 5 Требований № 772н).
С марта изменился порядок расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников вступили в силу новые «Правила расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2022 № 1206.
Только некоторые новые нормы:
Работодатель обязан включать в комиссию по расследованию представителя центра профпатологии и СФР, а также представителей прежних работодателей при их согласии, п. 15
Установили срок расследования и срок, на который его можно продлить. Определили основания, при которых срок можно продлить, п. 15
Комиссия по расследованию обязана устанавливать вклад предыдущих мест работы в возникновение профзаболевания, п. 25
Комиссия вправе проводить заседания заочно с использованием средств дистанционного взаимодействия, п. 26
Правила разрешают электронный документооборот при расследовании и при информационном взаимодействии в целях расследования и учета случаев профзаболеваний, п.п. 24, 37
Роспотребнадзор и Работодатель хранят Акт вместе с материалами расследования случая профессионального заболевания работника по месту проведения — 45 лет, однако при наличии вредных и опасных условий труда срок хранения составляет 50 лет.
Вступили с 1 марта в силу положения Порядка обучения о внесении сведений в реестр организаций, которые обучают своих работников вопросам охраны труда, и в реестр обученных по охране труда лиц.
С 1 марта 2023 года вступили в силу требования о регистрации на ресурсах Минтруда работодателей, которые обучают охране труда, а также о ведении реестров. Это многое меняет для работодателей. Во первых само наличие реестра позволяет Минтруда отслеживать наличие обучения всех работников конкретного работодателя, независимо от того, где он обучал работника в учебном центре или внутри организации. Вместе с этим отслеживается и периодичность обучения. Поэтому раньше работодатель, чаще всего относился к обучению внутри организации чисто формально –программы обучения скачал с Интернета, написал протокол, иногда даже задним числом и считается –провел обучение.Теперь это не возможно.
А если учитывать новые требования – чтобы обучать работников внутри предприятия необходимо наличие не менее 1 оборудованного места для обучения на 100 работников. Где ключевое слово «оборудованного», когда предполагается не только наличие комплекта нормативно – правовых актов в соответствии с деятельностью организации. Но и требуется подготовить материально-техническую базу: компьютер и проектор, для демонстрации презентаций и обучающего видео, тренажеры сердечно-легочной реанимации и «подавившегося человека, средства для тренировки остановки кровотечения, иммобилизации травм, транспортировки пострадавших, а также имитаторы ран, травм, одеяло и средства индивидуальной защиты: одноразовые маски для сердечно-легочной реанимации, перчатки, антисептик для рук, средства для дезинфекции оборудования. А также разработать учебно-методические материалы, назначить комиссию по проверке знаний и ответственных за обучение, провести их обучение в учебном центре, пройти регистрацию в уведомительном порядке в реестре Минтруда, а также иметь не менее двух лиц, проводящих обучение по охране труда в штате организации, обученных соответствующим образом.
Если выявится несоответствие заявленныхпри регистрации сведений действительности, работодателя оштрафуют. По итогу, скорее всего, будут признавать обучение охране труда в организации нелегитимным.
В нашем районе только достаточно крупные организации пришли к решению обучать работников внутри организации. Это школы: ГБОУ СОШ № 2 "ОЦ" с.Борское, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Борское у которых, кстати, уже были различные тренажеры и обученный соответствующим образом обучающий персонал, районная больница, ГБПОУ СО "Борский государственный техникум".
МУП Борского района аптека №145, МБУК «Борский межпоселенческий районный Дом культуры», ООО "ОП СХП "Покровское", Администрация муниципального района Борский, колхоз «им Чапаева» всех работников обучают в учебном центре. Много организаций в процессе выбора, срок которого ограничен.
С 1 марта 2023 года действует упрощенная процедура специальной оценки условий труда (далее СОУТ) для микропредприятий, где еще не проводили спецоценку, а также микропредприятий с допустимыми и оптимальными условиями труда, если их не задекларировали (пп. 1, 3 Особенностей № 699н). При этом проводить идентификацию факторов самостоятельно нельзя, если есть рабочие места, на которых:
трудятся работники профессии, должности и специальности которых включили в списки на досрочную пенсию;
работникам, согласно НПА, предоставляют гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
по результатам предыдущей СОУТ установили вредные или опасные условия труда.
С сентября работодатели обязаны перейти на новые правила обеспечения работников средствами защиты приказ Минтруда от 29.10.2021 №766н,
Для этого необходимо разработать порядок каждого этапа по обеспечению работников СИЗ, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц, нужно прописать в локальном нормативном акте (п.10 Правил № 766н)
Работодатель обязан стирать и чистить средства индивидуальной защиты в соответствии с рекомендациями изготовителей СИЗ (пп.10, 68Правил № 766н). Хранение и уход за СИЗ можно выполнять и не на своем предприятии. Для этого нужно заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая будет выполнять эти работы (пп. 65, 69 Правил № 766н). Чтобы на время мероприятий по уходу работники не остались без СИЗ, выдайте им два и более комплекта средств защиты, указанных в Нормах выдачи. В этом случае разрешили суммировать нормативный срок носки СИЗ (п. 70 Правил № 766н). Требования к гардеробным указаны в СП 44.13330.2011, которые утвердили приказом Минрегиона от 27.12.2010 № 782.
Если на предприятии используют зимние средства защиты, то после завершения сезона работники сдают их работодателю для организованного хранения. С сентября время такого хранения, отпуск работника или период его временной нетрудоспособности можно не включать в расчет продолжительности срока носки. При этом максимальный срок носки не должен будет превышать 2,5 года (п. 50 Правил № 766н).
Вступили в силу единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств приказ Минтруда от 29.10.2021 №767н, (далее ЕТН). В переходный период работодатель вправе использовать действующие ТОН или полностью перейти на ЕТН (п. 4 Правил, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н, далее — Правила № 766н). Необязательно использовать ЕТН уже сейчас или откладывать переход до крайнего срока.
В приложении 1 ЕТН определили минимальный гарантированный объем средств защиты, которые нужно выдать работникам в зависимости от профессии или должности (п. 18 Правил № 766н). Не учитывать приложении 1 ЕТН можно только в том случае, если конкретной профессии или должности в нем нет. Если профессии или должности нет в приложении 1 ЕТН, работодатель может, но не обязан, руководствоваться нормами для схожей профессии (п. 18 Правил № 766н).
Недостаточно обеспечить работника только средствами защиты по приложению 1 ЕТН. Работодателю нужно также выдать СИЗ в зависимости от идентифицированных опасностей по приложению 2 ЕТН. Работодатель обязан контролировать замену СИЗ по истечении сроков их годности (п.72 Правил № 766н).
Нормативный срок эксплуатации указывают в типовых отраслевых нормах (далее ТОН) или в ЕТН. Например, 1 костюм на год или 12 пар перчаток на год. Срок годности указывают на маркировке, упаковке или в эксплуатационной документации на средства защиты. Производители указывают срок годности и гарантийный срок для СИЗ, которые теряют защитные свойства при хранении или эксплуатации (подп. 12 п. 4.2 ТехрегламентаТР ТС 019/2011).
Нельзя допускать к работе персонал, который не прошел обучение в установленном порядке (ст. 214 ТК, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). А Правила № 2464 и Правила № 766н обязывают обучить работников использовать средства защиты, если для их применения нужны практические навыки (п. 38 Правил № 2464, п. 10 Правил № 766н). Поэтому, если работникам выдали новые средства защиты, нужно организовать обучение по их правильному использованию.
Разработайте и утвердите новую форму личной карточки учета выдачи СИЗ, на основе рекомендуемой формы. Рекомендованный образец документа содержит минимальные требования к его содержанию. То есть работодатели вправе вносить дополнительные сведения, но исключать информацию — нельзя. Все средства защиты, которые выдаете работникам после 1 сентября 2023 года, регистрируйте в карточке по новой форме. При этом карточки старого образца продолжают действовать до истечения срока носки СИЗ.
С сентября разрешили проводить дистанционно ежедневные медицинские осмотры: предсменные, предрейсовые, в течение рабочего дня, послесменные и послерейсовые. Но сделали исключение — медосмотры в очной форме остались обязательными для водителей, которые перевозят: организованные группы детей; опасные грузы; пассажиров на регулярных междугородних маршрутах протяженностью от 300 км.
Для дистанционных медосмотров нельзя использовать привычные приложения видеосвязи, такие как Skype. Потребуются специальные единые измерительные комплексы, которые внесли в государственный реестр медицинских изделий на сайте Росздравнадзора.
Ввели обязательные химико-токсикологические исследования с периодичностью два раза в год для работников, которые проходят медосмотры дистанционно. С их помощью будут определять, есть ли в организме наркотические, психотропные вещества и их метаболиты. Для тех, кто продолжит проходить очные медосмотры, наличие психоактивных веществ в моче проверят только в случае, если медработник выявит признаки опьянения при отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь (пп. 11,13 приказа № 266н).