Администрация

Что же такое РОП?

Расширенная ответственность производителя и импортера (РОП) – это обязанность производителей и импортеров товаров выполнять нормативы утилизации (переработки) отходов.

Цель: упаковка всех реализуемых в России товаров должна попадать на переработку.

Деньги, собранные с производителей, пойдут как инвестиции в строительство мощностей по утилизации. Принцип “загрязнитель платит”.

Механизм РОП внедрен в Российской Федерации с 2015 года, внесением изменений в 89-ФЗ и отдельные законодательные акты. За 9 лет действующая концепция РОП не принесла ожидаемых результатов.

Причины: производителей много, а их ответственность низка. Данные о самостоятельной утилизации отходов производителями недостоверны. Проверить справки об утилизации от переработчиков невозможно. Текущие нормативы утилизации не позволяют обеспечить инвестиции в утилизацию.

РОП перезагрузка

С конца 2019 года правительство запустило реформирование первоначальной системы РОП. Три года законопроект дорабатывали, согласовывали и обсуждали.

Размер поступившего в бюджет в 2022 году экологического сбора, по данным Росприроднадзора, составил 4,376 млрд руб. Объем же собранной в прошлом году с граждан платы за обращение с ТКО, по данным Правительства РФ, – около 175 млрд руб.

Правительство уверяет производителей, что перекладывать ответственность на плечи граждан больше не получится.

 

 

Сравним старую и новую версии РОП:

Перенос ответственности с производителей товара на производителя упаковки

Было:

Обязанность выполнения нормативов утилизации возлагалась на производителей и импортеров товаров в упаковке (п.10 ст. 24.2 закона № 89-ФЗ). Если упаковку продали другому производителю для производства им новых товаров, то выполнять норматив утилизации был обязан последний – тот, кто произвел товар. (Письмо Росприроднадзора от 30.12.2016 № АА-10-02-31/26672)

Стало:

Ответственность по утилизации (переработке) перенесена с производителей товаров в упаковке на производителей самой упаковки. Это повысит эффективность госрегулирования, ведь субъектов регулирования будет не 4 млн, а около 200 тысяч. (п. 5 ст. 1 Законопроекта).

Именно такие компании замыкают цикл переработки упаковки. Поэтому получается более естественный механизм. Например, тот, кто производит стекло, собирает стеклобой и повторно использует его в производстве своей продукции.

Вместо нормативов по группам товаров – обязаны утилизировать всю произведенную упаковку

Было:

 

Нормативы утилизации в отношении упаковки установлены в зависимости от групп товаров в размере 10-45 % (распоряжение Правительства РФ № 3722-р).

Стало:

Исключается использование термина «норматив утилизации». Обязанность обеспечить утилизацию вводится в отношении всей массы упаковки (п. 5 ст. 1 Законопроекта). В 2025 году – 55%, в 2026 — 75%, с 2027 года — уже 100% упаковки, выпущенной в оборот, должно быть утилизировано.

Обязаны утилизировать всю упаковку, включая партии списанных товаров

Было:

Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространялось на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории России (п. 1.1 ст. 24.2 закона № 89-ФЗ). Т.о. весь брак и списанная продукция выпадала из обязанности по утилизации.

Стало:

Обязанность по утилизации будет возникать с наиболее ранней из следующих дат:

день отгрузки/передачи, день оплаты, день списания испорченного или бракованного товара. (п. 6 ст. 1 Законопроекта).

Производители сырья, полуфабрикатов и запчастей исключаются из обязанности обеспечивать утилизацию

Было:

Производители и импортеры товаров (в том числе товаров в упаковке), не являющихся готовыми к употреблению изделиями (комплектующие и сырье), несут обязанность по обеспечению нормативов утилизации только в отношении упаковки товаров.

Стало:

Законопроектом конкретизировано, что производители и импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию в отношении товаров, используемых в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров, включенных в перечень товаров, в том числе товаров, являющихся упаковкой, подлежащих утилизации после утраты ими полностью или частично потребительских свойств, и при производстве транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, виды и категории которых устанавливаются в соответствии с п. 2 ст. 24.1 закона № 89-ФЗ (п. 5 ст. 1 Законопроекта)

Создание реестра “реально действующих” утилизаторов

Было: отсутствие инструментов контроля и подтверждения фактической утилизации

Стало: Законопроект предлагает создать реестр юрлиц и ИП, осуществляющих утилизацию ОИТ (отходов от использования товаров). Самостоятельная утилизация производителем или импортером не будет признаваться, если он не внес свои данные в реестр утилизаторов. (п. 6 ст. 1 Законопроекта)

Контроль за предельными мощностями утилизаторов

Законопроект предлагает документально следить за установками и оборудованием утилизаторов, чтобы указанные по актам массы утилизированных ОИТ не превышали показатели предельных мощностей (чтобы “числа бились”, а “липовых” справок было меньше). Внести такие данные утилизаторы обязаны до 1 января 2027 года. (ст.2,3, п6 ст 1 Законопроекта).

Ассоциации больше не смогут выполнять нормативы утилизации за производителя и импортера

Обязательства должны быть выполнены самим производителем товаров, упаковки путем организации собственных объектов по сбору, накоплению и утилизации отходов или на основании прямого договора с утилизатором (п. 5,6 ст. 1 Законопроекта).

Производитель не хочет утилизировать упаковку сам – будет платить экологический сбор, по новому механизму расчета

Было:

Ставки экологического сбора не актуализировались шесть лет. Например, за прозрачную и красную бутылку производители платят одинаково, хотя красная не перерабатывается.

Стало:

Основной принцип нового расчета: чем более трудно утилизируемым является товар, упаковка, тем выше должна быть ставка.

Ставка экологического сбора определяется путем умножения базовой ставки экологического сбора на коэффициенты, учитывающие:

сложность извлечения ОИТ для дальнейшей утилизации;

наличие технологической возможности их утилизации;

востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции) (п. 9 ст. 1 Законопроекта).

Понижающие эко-коэффициенты. Производить неперерабатываемую упаковку должно быть невыгодно.

Чем экологичнее товар, тем меньше платеж (если производитель выбирает путь экосбора). Это стимул использовать экологичные материалы.

Согласно п. 6 ст. 1 Законопроекта в случае, если товар произведен на территории России с использованием вторичного сырья, к нормативу утилизации ОИТ, к массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, применяется понижающий коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ.

Засчитывается только утилизация своей группы товаров

Утилизация ОИТ за счет утилизации иных отходов от использования товаров (кроме включенных в одну группу) в целях самостоятельного выполнения производителями и импортерами товаров обязанности по утилизации ОИТ не допускается (п. 6 ст. 1Законопроекта).

При этом утилизация считается выполненной только в том случае, если отходы утилизированы путем их использования для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг или извлечения полезных компонентов для их повторного применения. (Вступит в силу с 1 января 2025 года). Минприроды и Минпромторг установят перечни таких видов отходов и видов товаров. Чтобы как можно больше полезных фракций вводилось в оборот.

ППК РЭО уже разрабатывает конвертер, который позволит сопоставлять различные виды товаров с видами отходов, которые получаются в результате переработки, и видеть, какая продукция может быть произведена из них в результате утилизации (то есть фактически система будет показывать переход из товарного кода ОКПД (коды продукции по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) в коды отходов по ФККО (коды по федеральному классификационному каталогу отходов) и затем – в коды ОКПД новой продукции).

Декларировать количество выпущенных товаров и упаковки больше не нужно

Было: производители и импортеры предоставляли ежегодную декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковки. Та же информация дублировалась в отчетности, по которой Росприроднадзор проводил сверку данных.

Стало: законопроект предлагает убрать излишнюю нагрузку и исключить обязанность подавать декларации.

Больше прозрачности, чтобы исключить недобросовестных участников рынка

Информация в единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) будет сопоставляться со сведениями, содержащимися в системах иных госорганов (п.б ст.1 Законопроекта).

А именно, информация:

О количестве (массе) товаров и (или) о массе упаковки, произведенной на территории России или ввезенной из других государств;

О количестве (массе) товаров и (или) о массе упаковки, отходы от использования которых утилизированы, данные о которой представлены производителями товаров, импортерами товаров, производителями упаковки, юрлицами и ИП, осуществляющими утилизацию ОИТ.

Импортеры товара (кроме стран ЕАЭС) или сразу вносят экосбор или дают банковскую гарантию, как залог того, что их упаковка будет ими же переработана

При ввозе товаров, в том числе товаров в упаковке из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, импортер товара обязан уплатить экологический сбор до выпуска товаров в обращение для внутреннего потребления либо представить до указанного срока в уполномоченный орган уведомление о намерении самостоятельной утилизации ОИТ с приложением банковской гарантии уплаты денежных сумм в размере экологического сбора или договора поручительства по уплате денежных сумм в размере экологического сбора, заключенного с утилизаторами отходов, включенными в реестр.

(п. 6 ст. 1 Законопроекта, вступает в силу с 1 января 2026 г.)

Заключение:

Значительное увеличение объемов утилизации невозможно без достаточных для этого мощностей. По данным, которые приводит ППК «Российский экологический оператор» на своем официальном сайте, к 2030 году должно быть создано 25,7 млн тонн мощностей по переработке отходов – это соответствует ежегодному объему выпуска в оборот товаров и упаковки. Существующие на 2022 год мощности – 8,1 млн тонн, требуется построить еще 17,6 млн тонн. А это значит, что нужны эффективные механизмы финансирования, одним из которых должен стать институт РОП.

Судебная практика стимулирует субъектов РОП просто платить экологический сбор, так как самостоятельная утилизация может быть сопряжена с определенными рисками. Речь о ст. 8.5.1 КоАП, которая предусматривает ответственность за недостоверную отчетность по РОП, и по этой статье наказывается двойной суммой экосбора производитель, импортер или утилизатор. Юристы компаний юристы стоят на том, чтобы не идти на риски и сразу платить экосбор.

 

После принятия законопроекта предстоит еще разработать большое количество подзаконных нормативных правовых актов, которые должны будут заставить указанные инициативы наиболее эффективно работать.