Администрация

О нестраховых периодах в системе обязательного пенсионного страхования

Продолжая разговор о страховом стаже, хотелось бы обратить внимание на такой интересный институт в нашей пенсионной системе как нестраховые периоды.


Страховой стаж в статье 3 Закона "О страховых пенсиях" определяется как учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Тем самым содержание пенсионного страхового стажа только страховыми периодами, для образования которых требуется наличие двух условий: работы и начисления (уплаты) за ее периоды страховых платежей, не исчерпывается. Существуют периоды, которые напрямую не связаны с осуществлением работы и уплатой страховых взносов, но при этом могут участвовать в образовании страхового стажа. В Законе "О страховых пенсиях" они именуются "иными периодами, засчитываемыми в страховой стаж". Также эти периоды на профессиональном языке именуются "нестраховыми", хотя такого понятия указанный Закон не содержит.

 

Принципиально, что "нестраховые" периоды не имеют самостоятельного значения при формировании страхового стажа, а носят по отношению к периодам, связанным с уплатой страховых взносов, сопутствующий, подчиненный характер. Эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды страхования (независимо от их продолжительности). Тем самым страховой стаж не может формироваться исключительно из "нестраховых" периодов.


Исчерпывающий перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, закреплен в статье 12 Закона "О страховых пенсиях".

 

Перечислим их с указанием засчитываемой продолжительности:

1. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы (без ограничения);

2. период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (без ограничения);

3. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (не более шести лет в общей сложности);

4. период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства (без ограничения);

5. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке (без ограничения);

6. период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (без ограничения);

7. период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (не более пяти лет в общей сложности);

8. период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ (не более пяти лет в общей сложности);

9. период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (без ограничения).
Как видим, нестраховые периоды неоднородны по своей правовой природе и могут классифицироваться по различным признакам. Некоторые из них можно отнести к так называемой общественно-полезной деятельности (военная служба, уход за ребенком, инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым), другие таковыми не являются и связаны с обстоятельствами, вытекающими из иных правоотношений. Для периодов временной нетрудоспособности и безработицы общим является объективная невозможность осуществления в это время работы, в первом случае в связи с ее отсутствием как таковой, во втором - по причине недуга или беременности и родов. Отличаются от других периоды, связанные с необоснованным привлечением к уголовной ответственности и проведением репрессий.
Вместе с тем с практической точки зрения наиболее значимым критерием дифференциации нестраховых периодов является возможность начисления пенсионного коэффициента (как говорят в народе - балла) за ряд из них, что приводит к увеличению размера пенсии.


Коэффициент за полный календарный год составляет 1,8 в отношении таких периодов, как: военная служба; период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

 

Также Законом "О страховых пенсиях" впервые в нашей пенсионной истории оценка периода ухода за ребенком поставлена в зависимость от количества детей. Коэффициент за полный календарный год периода ухода за ребенком составляет:

1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.



С точки зрения чистого или коммерческого страхования нестраховые периоды не должны иметь значения при предоставлении страхового обеспечения. Но обязательное пенсионное страхование помимо общепринятых для страхования функций, например, таких как возмещение убытка (в нашем случае возмещения утраченного дохода), выполняет и важнейшие социальные задачи. По существу, зачет в страховой стаж нестраховых периодов является государственной гарантией и льготой, предоставляемой гражданам в связи с выполнением общественно-полезной деятельности или по каким-либо иным причинам, которые признаются законодателем значимыми. Поэтому страховую пенсию, что отмечается в литературе по пенсионной проблематике (Воронин Ю.В. Трудовые пенсии // Пенсионная реформа (Сборник статей). М., 2002. С. 84), отличает двойственная природа: с одной стороны, данная пенсия является элементом государственной системы социальной защиты населения, а с другой - страховым обеспечением по конкретному виду обязательного социального страхования. Из этого также следует, что перечень нестраховых периодов в системе обязательного пенсионного страхования может изменяться как в сторону расширения, так и ограничения по различным причинам (идеология пенсионной системы, воля законодателя, значение стажа для исчисления размера пенсии, стажевые требования для определения права на пенсионное обеспечение, наличие финансовых ресурсов, признание какого-либо вида деятельности общественно-полезным, необходимость социальной поддержки отдельной категории граждан и др.).

 

Думается, что скоро в связи с постановлением Конституционного Суда России от 19 ноября 2015 г. № 29-П наш перечень нестраховых периодов пополнится периодом, в течение которого гражданин, необоснованно привлеченный к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированный, был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование.

Таким образом, зачет в страховой стаж для определения права на пенсионное обеспечение нестраховых периодов есть одно из проявлений реализации пенсионной системой социальной функции. Данная особенность обязательного пенсионного страхования отражена и в документах МОТ. В Рекомендации этой организации от 29 июня 1933 г. № 43 "Об общих принципах страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца" предусматривается, что в счет стажа, требуемого системами страхования, засчитываются периоды времени, в течение которых застрахованное лицо не было в состоянии работать по болезни, не могло работать по случаю родов или по независящим от него обстоятельствам находилось без работы, даже в том случае, если учреждения по страхованию на случай болезни или материнства или фонд на случай безработицы не выплачивали взносов за эти периоды времени.