Администрация

Вторник, 31 Мая 2022

Что делать при обнаружении недостатков в технически сложном товаре?

Разъясняет помощник прокурора Борского района А.А. Щербаков

 

Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает особенности обмена и возврата для отдельных категорий товаров.

Технически сложные товары - это товары длительного пользования, которые имеют сложное внутреннее устройство и выполняют пользовательские функции на высоко технологическом уровне.

К ним относятся, прежде всего:

- товары с электродвигателем (самолеты, автомобили и т.д.);

- цифровая и компьютерная техника;

- ряд предметов бытовой техники.

Полный перечень технически сложных товаров установлен в постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.

По общему правилу технически сложные товары надлежащего качества возврату и обмену в течение 14 дней после покупки не подлежат.

Согласно абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если в технически сложном товаре обнаружатся недостатки в течение 15 дней со дня его передачи потребителю, то потребитель вправе вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо его замены на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены.

В соответствии с п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в статье 4 Закона «О защите прав потребителей», при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю.

В силу п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 3 ст. 503 ГК РФ, по истечении 15 дней указанные выше требования потребителя подлежат удовлетворению, если:

1) обнаружен существенный недостаток товара (согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей» существенный недостаток товара -неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);

2) нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара (согласно п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей», срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней);

3) невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.




Что делать если цена на ценнике не соответствует цене на кассе?

Разъясняет помощник прокурора Борского района А.А. Щербаков

 

В последнее время в торговых сетях появились объявления: «Идет переоценка товара. Ценники неактуальны. Узнавайте цену на кассе»

Указанные действия продавца не соответствуют требованиям закона, нарушают права потребителей.

В данной ситуации продавец обязан продать товар по цене, указанной на ценнике.

В соответствии со ст. 437 ГК РФ ценник является публичной офертой, то есть предложением, содержащим все существенные условия договора.

Статьей 10 Закона от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, в том числе о цене, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Пункт 3 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, гласит, что продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.).

За обман потребителя установлена административная ответственность ст. 14.7 КоАП РФ. Наказание по данной статье предусмотрено в виде штрафа

-  на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

-  на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

- на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Также предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) ст. 14.8. КоАП РФ

Наказание поданной статье - предупреждение или наложение административного штрафа:

-  на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей;

- на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В случае отказа продавца удовлетворить ваше требование о продаже товара по цене, указанной на ценнике либо о возврате разницы стоимости товара, указанной в чеке и ценнике (если товар был оплачен) обратитесь в Управление Роспотребнадзора по Самарской области либо его территориальные отделы в городах и районах с жалобой, в которой опишите ситуацию, приложите фотографию ценника, сделанную в магазине и чек.

 




Участники специальной военной операции на Украине получили статус ветеранов боевых действий

Разъясняет помощник прокурора Борского района

Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 69-ФЗ в раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" внесены изменения в соответствии с которыми с 24 февраля 2022 года статусом ветерана и инвалида боевых действий наделены лица, выполняющие задачи в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

Ветеранам боевых действий, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

- компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов;

- первоочередная установка квартирного телефона;

- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков;

- сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и другие.

 




Установлен упрощенный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Разъясняет помощник прокурора Борского района А.А. Щербаков

 

Федеральным законом от 30.12.2021 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен упрощенный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены жилые дома, возведенные до 14 мая 1998 года, и права собственности на которые отсутствуют.

В целях реализации права заинтересованным лицам до 01.03.2031 необходимо подготовить схему расположения земельного участка, технический план жилого дома и обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании его предоставления в собственность с приложением документов, подтверждающих факт владения домом (документы о регистрации по месту жительства, документы о технологическом присоединении к инженерным сетям и другие).

Участок в рамках данной процедуры предоставляется бесплатно, постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на жилой дом обеспечивается органом местного самоуправления.

Федеральный закон вступает в силу с 01.09.2022.




Увеличен возраст граждан РФ, которые могут претендовать на получение грантов на реализацию проектов, направленных на вовлечение молодежи в активную социальную практику.

Разъясняет помощник прокурора Борского района Щербаков А.А.

8 мая 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 04.05.2021 № 717 «О внесении изменения в пункт 2 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов».

Теперь участниками конкурса являются граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет включительно. Ранее был установлен предельный возраст для участия в конкурсе 30 лет включительно.




Гарантии трудовых прав несовершеннолетних

Разъясняет помощник прокурора А.А. Щербаков

 

По общему правилу трудовой договор заключается с лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста.

При этом имеется ряд исключений, предусмотренных Трудовым кодексом РФ:

- лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста пятнадцати лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

- письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы;

- в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Особенностям регулирования труда несовершеннолетних работников посвящена глава 42 ТК РФ, предусматривающая ряд ограничений при применении труда лиц в возрасте до 18 лет.

Так,  запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

До заключения трудового договора несовершеннолетние проходят предварительный обязательный медицинский осмотр и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру, который осуществляется за счет средств работодателя.

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 




Трудовые гарантии присяжных заседателей

 

Разъясняет помощник прокурора А.А. Щербаков

 

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» на время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

18 мая вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 № 783 «Об утверждении Правил выплаты присяжным заседателям федеральных судов общей юрисдикции, исполняющим обязанности по осуществлению правосудия, компенсационного вознаграждения».

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия исчисляется в днях, в которые он фактически принимал участие в осуществлении правосудия, вне зависимости от продолжительности рассмотрения дела в течение дня.

Учет времени (количества дней) участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия производится по месту нахождения суда, рассматривающего дело, и отражается в ведомости учета времени исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия.

Для выплаты компенсационного вознаграждения присяжному заседателю необходимо представить в суд, рассматривающий дело, справку с места его основной работы, содержащую сведения о среднем заработке, выданную работодателем в соответствии с трудовым законодательством.

В случае согласия присяжного заседателя получать компенсационное вознаграждение на банковский счет присяжному заседателю необходимо представить информацию о реквизитах банковского счета.

Суд, рассматривающий дело, не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем окончания судебного разбирательства, направляет документы в соответствующую финансовую службу верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации по месту ее нахождения.

В случае длительного (более месяца) рассмотрения судом дела документы направляются судом в соответствующую финансовую службу не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором присяжный заседатель исполнял обязанности по осуществлению правосудия.

Выплата компенсационного вознаграждения осуществляется по месту нахождения финансовой службы или перечисляется на банковский счет присяжного заседателя не позднее 25 рабочих дней, следующих за днем получения финансовой службой от суда документов.

Присяжному заседателю возмещаются также судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

 




Пленум Верховного Суда РФ разъяснил применение норм административного законодательства по делам о нарушениях трудовых прав

Разъясняет помощник прокурора А.А. Щербаков

 

В постановлении от 23.12.2021 № 45 высшая судебная инстанция особое внимание обратила на то, что официально устроить сотрудника – это обязанность, а не право работодателя.

В части 4 статьи 5.27 КоАП РФ закреплена ответственность за уклонение и ненадлежащее оформление трудового договора.

Трудовой договор между работником и работодателем считается заключённым с момента, когда работник приступил к работе по поручению работодателя или его уполномоченного представителя. И именно с этого момента у работодателя есть три дня для оформления трудового договора.

На случай, если данная обязанность была не исполнена, в постановлении приводится примерный перечень доказательств, которые могут подтвердить, что человек действительно работал. В качестве таковых суды примут объяснения работника, работодателя и свидетелей, пропуск, оформленный гражданину, журнал инструктажа, журнал регистрации прихода-ухода на работу, графики работы, накладные, путевые листы, счета-фактуры, подписанные официально не устроенным работником и т.д.

Трудовым кодексом РФ установлены сроки выплаты заработной платы работнику (ст. 136 ТК РФ). Нарушение сроков выплаты заработной платы в полном объёме, в том числе в неденежной форме, влечёт привлечение виновного лица к административной ответственности по ч. 6
ст. 5.27 КоАП РФ.

Верховный суд указал, что административная ответственность по указанной статье наступает и тогда, когда заплата и иные выплаты не выплачиваются работнику, с которым договор не заключался или заключён ненадлежащим образом, но они приступили к выполнению трудовой функции с ведома и по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя (часть третья статьи 16 ТК РФ).

Иными слова, нельзя задерживать зарплату даже тому, кого официально не оформили.

Прекращение трудовых отношений с должностным лицом, в том числе руководителем организации, не исключает возможности возбуждения в отношении его производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, если нарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ) и не истек срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий один год.

За задержку или невыплату заработной платы виновному грозит наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30000 до 50000 тысяч рублей.

Частичная невыплата свыше 3 месяцев либо полная невыплата свыше 2 месяцев заработной платы руководителем организации из личной или иной заинтересованности образует уже уголовно-наказуемое деяние
(ст. 145.1 УК РФ). Расследование данных уголовных дел является компетенцией следователей Следственного Комитета РФ.

В случае признания лица виновным за частичную невыплату заработной платы свыше 3 месяцев осуждённому может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до 120000 рублей либо может быть назначено наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, принудительные работы, а также лишение свободы на срок до 1 года.

За полную невыплату заработной платы свыше 2 месяцев виновный понесёт наказание в виде штрафа от 100000 до 500000 рублей, принудительных работ либо лишения свободы на срок до 3 лет.




Последствия отказа выполнить требование сотрудника ГИБДД пройти освидетельствование на состояние опьянения.

Разъясняет помощник прокурора Борского района Щербаков А.А.

Исходя из положения ст. 12.26 КоАП РФ, невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения — влечет наложение административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Направление лица на медицинское освидетельствование регламентируется разделом III Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (далее – Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475).

Согласно п.10 Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; а также при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти - также должностным лицом военной автомобильной инспекции в присутствии 2 понятых.

О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Копия протокола вручается водителю транспортного средства, направляемому на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции обязано принять меры к установлению личности водителя транспортного средства, направляемого на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Сведения об отсутствии документов у водителя транспортного средства, подлежащего медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностным лицом военной автомобильной инспекции установлена личность водителя транспортного средства, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Исходя из вышеизложенного следует, что при рассмотрении данного нарушения в первую очередь следует отметить, что ответственность здесь наступает не за управление в состоянии опьянения, а за отказ от медицинского освидетельствования. Следует также помнить, что за отказ от медицинского освидетельствования наступает точно такая же ответственность, как и за управление в состоянии опьянения.




Защита трудовых прав граждан.

Разъясняет помощник прокурора Борского района Щербаков А.А.

 

Конституцией Российской Федерации определено право на вознаграждение за труд, обеспечение защиты трудовых прав граждан государством. Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав являются самозащита работниками трудовых прав, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, комиссиями по трудовым спорам, государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, судебная защита.

Органом контроля в обозначенной сфере правоотношений является Государственная инспекция труда в Самарской области расположенная по адресу: (г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 106 А) которая проводит проверки соблюдения трудового законодательства работодателями, выдает им обязательные для исполнения предписания и привлекает к административной ответственности в случае нарушения трудового законодательства, но при условии отсутствия индивидуального трудового спора.

Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам или судами.

Наиболее распространенной и часто применяемой формой защиты трудовых прав является судебная защита, когда работник обращается в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Трудовым законодательством сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора различны и их несоблюдение без уважительных причин повлечет невозможность восстановить свои трудовые права.

Основным является трехмесячный срок, в который работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Он начинает исчисляться со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. По спорам об увольнении обращение в суд возможно в течение одного месяца со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. По спорам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

При невыплате заработной платы граждане вправе обратиться в Государственную инспекцию труда в Самарской области, суд, прокуратуру и следственные органы в случае невыплаты заработной платы более двух месяцев.




JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>