Администрация

Понедельник, 13 Июля 2020

Анализ правоприменительной практики контрольной деятельности администрации муниципального района Борский Самарской области за 2019 год.

Рекомендуемые меры, принимаемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами с целью профилактики нарушений обязательных требований земельного и природоохранного законодательства

1. Полномочия администрации муниципального района Борский по осуществлению контрольных функций

Администрация муниципального района Борский осуществляет следующие виды контрольных функций:

- муниципальный земельный контроль на территории муниципального района Борский;

- исполнение отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды переданных администрации муниципального района Борский.

2. Муниципальный земельный контроль

Нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательные требования законодательства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на территории муниципального района Борский Самарской области, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления муниципального земельного контроля:

1. Земельный кодекс Российской Федерации.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

5.  Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса».

6.  Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса».

7.  Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти Российской Федерации  и органов исполнительной власти Самарской области о предоставлении земельных участков в аренду, собственность или  другие виды пользования.

8. Постановления (распоряжения) органов местного самоуправления  о предоставлении земельных участков в аренду, собственность и  другие виды пользования.

Анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования законодательства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на территории муниципального района Борский Самарской области, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления муниципального земельного контроля показывает, что указанные документы полно отражают предъявляемые требования земельного законодательства, доступны для ознакомления, возможны для исполнения и контроля, не содержат признаков коррупциогенности.

Муниципальный земельный контроль в 2019 году осуществляется в соответствии с административным регламентом проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального района Борский, утвержденного Постановлением администрации муниципального района Борский от 30.01.2019 года № 76.

При проведении проверок муниципального земельного контроля на территории муниципального образования проверяются:

1) соблюдение порядка использования земель, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

2) соблюдение принципа платности использования земель;

3) соблюдение порядка переуступки права пользования землей;

4) использование земельных участков по их целевому назначению;

5) своевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, изыскательских и иных работ, проводимых с нарушением почвенного слоя, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных нужд;

6) выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;

7) выполнение требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы;

8) соблюдение порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий;

9) соблюдение сроков освоения земельных участков;

10) использованием земельных участков в процессе производства работ по благоустройству территорий;

11) выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Администрация муниципального района Борский является уполномоченным органом на осуществление земельного контроля на территории муниципального района Борский. Муниципальный земельный контроль осуществляется отделом по охране окружающей среды и земельному контролю администрации муниципального района Борский (далее - орган муниципального земельного контроля), на основании соглашений о передаче  администрациями сельских поселений муниципального района Борский полномочий по решению вопроса местного значения по осуществлению земельного контроля.

Исполнение административного регламента осуществляется в виде проведения плановых и внеплановых проверок, а также путем проведения плановых (рейдовых) осмотров территории без контакта с проверяемым лицом.

Органом муниципального земельного контроля в 2019 году за отчетный период ьыло проведено проверок – 261, в том числе:

- в отношении юридических лиц индивидуальных предпринимателей – 1 внеплановая проверка;

- в отношении   граждан – 260 проверок, в т.ч. - 155 плановых и 105 внеплановых.

В результате проведения 1 внеплановой  проверки юридического лица, зафиксирован факт выполнения ранее выданного предписания;

В  ходе проведения проверок в отношении граждан выявлено  38 нарушения земельного законодательства, в том числе:

33 – самовольное занятие земельного участка (в т.ч. использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю), 5 – использование земельного участка не по целевому назначению.

В целях привлечения нарушителей к административной ответственности и устранения нарушений направлены материалы по данным  проверкам в органы государственного земельного контроля – Борский отдел Росреестра Самарской области и административную комиссию администрации муниципального района Борский Самарской области.

Отделом по охране окружающей среды и земельному контролю администрации муниципального района Борский Самарской области в течение 2019 года проведены мероприятия по муниципальному  земельному контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие контролирующего органа  с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Было проведено 29 рейдовых обследований  территории сельских поселений, по результату проведения которых комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Борский было выставлено 46 требований по уплате сумм неосновательного обогащения за использование земельных участков без оформленных в установленном законом порядке документов, на общую сумму 626145,16 рублей.

По факту обнаружения правонарушений при проведении проверок в отношении граждан в 81.5 % случаев по данным материалам проверок, уполномоченным государственным органом возбуждались дела об административных правонарушениях;

В результате проведения  31.6  % проверок в отношении граждан по данным материалам проверок, уполномоченным государственным органом наложены административные наказания. Процент наложения административного наказания связан с тем, что многие граждане исправляли выявленные в результате проверок нарушения незамедлительно, до составления протокола.

Отделом по охране окружающей среды и земельному контролю Гражданам выдано 38 предписание об устранении выявленных нарушений. Уполномоченным государственным органом и судом наложено 12 административных наказаний по фактам нарушений земельного законодательства.

По фактам выявленных нарушений, материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел не передавались.

Ведется активная работа по снижению избыточной административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

В качестве рекомендаций по профилактике нарушений требований земельного законодательства физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями можно сказать следующее:

- перед осуществлением какой-либо деятельности на земельном участке, необходимо зарегистрировать свои права на него, в том числе право собственности, аренды, безвозмездного пользования и т.д., получив соответствующие подтверждающие документы на имеющееся право;

-  вид фактически осуществляемой деятельности на участке должен соответствовать назначению земельного участка и разрешенному виду деятельности на нем, указанном в правоустанавливающем документе на землю;

- на земельных участках расположенных на территории с особыми условиями использования (территория водоохранных зон и защитных прибрежных полос водных объектов, особо охраняемые  природные территории и их охранные зоны, охранные зоны линий электропередач, газопроводов, нефтепроводов и т.д.) необходимо руководствоваться имеющимися ограничениями в использовании земельных участках указанных в нормативно-правовых актах регламентирующих режим использования данных территорий;

- в случае обременения участка путем установления сервитута т.е. права ограниченного пользования чужим земельным участком, зданием, сооружением и другим недвижимым имуществом, необходимо учитывать права третьих лиц на пользование (доступ) земельным участком в соответствии с зарегистрированными условиями сервитута;

- в случае устройства палисадника, на земельном участке примыкающего к фасаду жилого дома, и находящегося в ведении администрации сельского поселения, необходимо руководствоваться Положениями о благоустройстве и санитарном содержании населенных пунктов соответствующих сельских поселений. В данном нормативно-правовом акте указаны параметры устраиваемого палисадника (высота, ширина, глубина, конструкция и т.д.), для того, чтобы признать его элементом благоустройства территории, а не фактом самовольного занятия земельного участка;

- не допускать захламления, случаев антисанитарного состояния и зарастания сорной растительностью территории используемых земельных участков.

Несоблюдение данных требований является наиболее часто встречающейся причиной, обнаруживаемой в результате проводимых мероприятий муниципального земельного контроля, выявления нарушений требований земельного законодательства, что ведет к административной либо уголовной ответственности.

Данные требования не являются всеобъемлющими и в отдельных случаях, когда необходима консультация по вопросам земельного законодательства, Вы можете обратиться к специалистам отдела охраны окружающей среды и земельного контроля администрации муниципального района Борский Самарской области.

3. Исполнение отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды переданных администрации муниципального района Борский

На основании Закона Самарской области от 06.04.2010 г. № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды», администрация муниципального района Борский Самарской области является уполномоченным органом по осуществлению отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды. Функция экологического контроля, исполняется отделом по охране окружающей среды и земельному контролю администрации муниципального района Борский Самарской области.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность контролирующего органа и устанавливающие обязательные требования законодательства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на территории муниципального района Борский Самарской области, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления контроля за соблюдением требований законодательства в сфере охраны окружающей среды:

1.  Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2.  Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

3.   Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления;

4. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ;

5. Федеральный закон 04 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха;

6. Закон Самарской области от 6 апреля 2009 года N 46-ГД «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области»;

7. Закон Самарской области об административных правонарушениях на территории Самарской области от 01.11 2007 г. № 115 – ГД.

Анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования законодательства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на территории муниципального района Борский Самарской области, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления контроля за соблюдением требований законодательства в сфере охраны окружающей среды  показывает, что указанные документы полно отражают предъявляемые требования природоохранного законодательства, доступны для ознакомления, возможны для исполнения и контроля, не содержат признаков коррупциогенности.

Отдельные государственные полномочия осуществляются в рамках проведения государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности находящихся на территории муниципального района Борский Самарской области и не подлежащих федеральному государственному контролю, в следующих сферах:

- государственный контроль в сфере обращения с отходами;

- государственный контроль (государственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха;

- государственный контроль и надзор за  использованием и охраной водных объектов.

За 2019 год было проведено 7 рейдовых обследований на территории   водоохранных зон в границах населенных пунктов: с. Борское, с. Заплавное, п. им Клары Цеткин, с. Гвардейцы; в границах населенных пунктов: с. Языково, с. Новая Покровка, с. Петровка, пос. Прожектор, с. Коптяжево, пос. Новый Кутулук; в границах населенных пунктов: с. Алексеевка, с. Гвардейцы; в границе  с. Покровка на предмет:

- выявления потенциальных источников загрязнения земельных участков, территории в результате образования несанкционированных свалок и объектов размещения отходов производства и потребления. В результате проведения мероприятий по контролю составлено 10 протоколов об административных нарушениях по ч 1. ст. 8.2. КоАП РФ,  в результате рассмотрения в министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области вынесены 10 постановлений о назначения административного наказания на общую сумму семнадцать тысяч рублей;

- выявление нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта попадающие в зону возможного подтопления (затопления). Выявлены два случая нарушения физическими лицами допустившими складирование навоза. Выданы предписания об удалении отходов из зоны потенциального затопления паводковыми водами во избежание  загрязнения открытых водных объектов;

- выдано 9 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований  на предмет постановки на государственный учет объектов НВОС;

- выдано 3 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований  на предмет разработки плана мероприятий по уменьшению вредных (загрязняющих) выбросов веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

- выдано 94 предостережения о недопустимости нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по Самарской области);

- составлены 3 протокола об административных нарушениях по статье ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений (информации), протоколы направлены в мировой суд на рассмотрение и по ним вынесены 3 решения о назначения административного наказания на общую сумму девятьсот рублей.

Анализ исполнения отделом по охране окружающей среды и земельному контролю администрации муниципального района Борский Самарской области функции контроля по соблюдению требований законодательства в сфере охраны окружающей среды за 2019 год:

- утвержденный план проверок отсутствует, в связи с отказом согласования органами прокуратуры.

В случае обнаружения правонарушений при проведении мероприятий по контролю в 87% случаев возбуждались дела об административных правонарушениях, в 13% случаев выдавались предписания об устранении выявленных нарушений;

В результате проведения  мероприятий по контролю, по фактам выявленных нарушений, при составлении административных протоколов о правонарушениях в 100% случаев наложены административные наказания в виде административного штрафа.

В качестве рекомендаций по профилактике нарушений требований природоохранного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а так же физическими лицами, можно сказать следующее.

Необходимо учитывать, основные требования природоохранного законодательства изложены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральном законе от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водном кодексе Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ‎ (ст.65).

Основные требования:

- произвести инвентаризацию образующихся отходов и мест их временного хранения,;
- произвести паспортизацию образующихся отходов 1-4 классов опасности в соответствии с установленным порядком;

- организовать обучение лиц допущенных к  сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности;

- оборудовать места временного накопления мусора и ТКО на производственной территории, в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства;

- заключить договор на вывоз и размещение образующихся отходов производства и потребления со специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности и объект размещения отходов находящийся в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО);

- организовать учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- ежегодно представлять статистическую отчетность и периодическую отчетность в области обращения с отходами производства и потребления в компетентные государственные органы;

Кроме того запрещается производить размещение отходов производства и потребления, жидких бытовых отходов на несанкционированных свалках и на рельефе местности.

Несоблюдение данных требований является наиболее часто встречающейся причиной, обнаруживаемой в результате проводимых мероприятий муниципального экологического контроля, выявления нарушений требований природоохранного законодательства, что ведет к административной либо уголовной ответственности, возмещению суммы причиненного ущерба.

Данные требования не являются всеобъемлющими и в отдельных случаях, когда необходима консультация по вопросам природоохранного законодательства, Вы можете обратиться к специалистам отдела охраны окружающей среды и земельного контроля администрации муниципального района Борский Самарской области.

4. Постановка на государственный учет объектов,

оказывающих НВОС

Отдельное внимание  следует обратить на порядок учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. По своей сути данное мероприятие является одним из основных шагов к переходу на риск-ориентированный подход при осуществлении надзорных мероприятий.

Согласно статье 11 Закона № 219-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. с 1 января 2015 г.) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты НВОС в порядке, определенном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ.

При постановке на государственный учет каждому объекту присваивается категория опасности для окружающей среды:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

В настоящее время в связи с вводом в эксплуатацию ГИС в виде программно-технического обеспечения учета объектов НВОС (далее – ПТО УО НВОС) с 1 декабря 2016 года осуществляет регистрацию заявок о постановке на учет объектов НВОС с использованием ПТО УО НВОС осуществляется министерством лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

На сегодняшний день реализована функция по актуализации сведений, содержащихся в реестре. Таким образом, предприятия имеют возможность при наступлении такой необходимости в соответствии с п.6 ст. 69.2 7-ФЗ внести изменения в указанные при постановке на учет данные.

5. Прием деклараций о плате за негативное воздействие

на окружающую среду.

Функции по контролю, за внесением платы из перечня переданных полномочий согласно Закону Самарской области от 06.04.2010 г. № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды», исключены.

6. Проблемы возникающие при осуществлении контрольной деятельности,

предложения по их решению.

При осуществлении мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля, имеется возможность  пользоваться электронной версией получения информации из базы Росреестра о земельных участках граждан находящихся в их собственности или другом виде права. Однако для подачи электронной заявки для получения информации, требуется предоставить паспортные данные гражданина, которыми орган контроля не располагает.                                  Предлагаем по возможности ограничить информацию о гражданах при подаче электронного запроса их фамилией, именем, отчеством, местом регистрации.

При исполнении отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды переданных администрации муниципального района Борский возникает вопрос о пробеле в законодательстве относительно порядка проведения внеплановых проверок ОМСУ при осуществлении контроля за выполнением ранее выданного предписания.

Так же считаем целесообразным закрепление перечня составов административных правонарушений по которым составляются протоколы в соответствии ст. 2 Закона Самарской области № 36 ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» в данном законодательном акте.







Специалистами Управления Роспотребнадзора по Самарской области совместно со

специалистами Консультационного центра и пунктов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Самарской области» будут проведены «горячие» линии на тему: «Туристические услуги и инфекционные угрозы за рубежом»

С 08 по 22 июля 2020 года.

(кроме выходных дней) с 10 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. с перерывом на обед с 13 час. 00 мин. до 13 час. 45 мин.

Интересующие Вас вопросы специалистам Управления Роспотребнадзора можно задать по телефону: (846) 260-69-56, (846) 966-56-24. Специалистам Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в

Самарской области» по телефону: (846) 337-73-93; Специалистам Консультационного пункта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

в Самарской области г.Тольятти » по телефону: (848)-2- 37-21-71; Специалистам Консультационного пункта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

в Самарской области г.Новокуйбышевск» по телефону: (846)-35-4-20-38; Специалистам Консультационного пункта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

в Самарской области г.Сызрань» по телефону: (846)-4-98-61-21; Специалистам Консультационного пункта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в Сергиевском районе» по телефону: (846)-55-2-44-82; Специалистам Консультационного пункта ФБУЗ «Центр гигиены и

эпидемиологии

При полном или частичном копировании материала ссылка на сайт Управления обязательна: http://63.rospotrebnadzor.ru/