Администрация

Специальная оценка условий труда, что нового?

Непроизводственному сектору предлагались условия с переходным периодом в пять лет, за который они могли поэтапно провести спецоценку. Но даже при этом не будут сразу применяться жесткие штрафные санкции. Тем, кто не провел спецоценку, Роструд направит предостережение о недопустимости нарушений законодательства. После чего у нарушителей будет разумный срок, в течение которого они должны отчитаться, что провели спецоценку, и передать все данные в систему. Если после этого организация не проведет процедуру, то будут применены штрафные санкции в соответствии с законом.

В дальнейшем срок действия результатов спецоценки планируется увеличить.

Для того чтобы определять работодателей, которые не провели эту процедуру будут сверены базы данных ФНС, ФСС, Роструда и информационной системы ФГИС СОУТ. Те работодатели кому не хватило пяти лет осознать требования законодательства сразу будут видны.

Но уже сегодня при проведении плановых и внеплановых проверок инспектора Государственной инспекции труда наказывают за не проведение спецоценки. Отсрочку получат только те предприятия, в которых выявят нарушения с помощью автоматизированной проверки. Если организацию будут проверять в общем порядке и не обнаружат результатов спецоценки, то будет наказание по части 2 статьи 5.27.1 КоАП.

Для тех организаций, у которых по результатам спецоценки на рабочих местах установили вредные или опасные условия труда, периодичность проведения останется прежней — один раз в пять лет. В этом случае продлить срок действия результатов спецоценки нельзя, так как от них зависит размер гарантии и компенсации работников. Также важно периодически следить за тем, чтобы реальные условия труда на рабочих местах не ухудшались.

Для тех, кто оформил и подал декларацию, действует более мягкий режим. Изначально декларация действует пять лет, а если ничего не произошло, то ее срок продляется еще на пять лет. В этом случае не нужно оформлять никаких дополнительных документов, действие декларации пролонгируется автоматически.

В дальнейшем период действия результатов спецоценки будет более длительным. Но такое изменение коснется только тех рабочих мест, на которых работодатели создали безопасные условия труда. Возможно, для непроизводственного сектора установят самый лояльный подход — спецоценку на безопасных рабочих местах нужно будет проводить снова только в том случае, если произойдет несчастный случай, связанный с производством или будет выявлено профзаболевание.

Работодателя обяжут следить за тем, чтобы оценщик передал данные во ФГИС. Такая система дисциплинирует оценщика и включает в систему работодателя, который ранее занимал отстраненную позицию. Он заказывал спецоценку, утверждал отчет, оплачивал счет и дальше не был заинтересован в том, чтобы данные попали в информационную систему.

Результаты спец- оценки будут вступать в силу только с того момента, как сведения о ней поступили во ФГИС. Работодатель сможет зайти в систему и увидеть, загрузил ли оценщик отчет. В целях безопасности для работодателей будет открыт ограниченный доступ к системе, но его хватит, чтобы посмотреть данные о своей организации и проконтролировать соблюдение закона оценщиком.

Система устроена так, что после того как работодатель заключил договор с оценщиком, последний должен получить уникальный номер для отчета в системе. Если в дальнейшем данные не поступят, Роструд сразу увидит пустые ячейки и будет разбираться, почему не прикреплен отчет. До тех пор пока данные не поступят в систему, работодатель будет под контролем Роструда и под угрозой применения санкций.

Система по внутренним алгоритмам выявляет наиболее типичные нарушения. К примеру, нарушения методики измерения — в день проводят замеры четырех тысяч рабочих мест по шуму. Еще вариант — эксперт в один день работает сразу в нескольких различных регионах. Эти и другие нарушения система выявляет автоматически, после чего ставит соответствующие опознавательные знаки. В дальнейшем Роструд совместно с Росаккредитацией начинает выяснять причины. Если замеры не проводили, а просто оформили красивые бумаги, к оценщику у госорганов будут вопросы.

Если оценщики не внесли данные во ФГИС, то работодатель самостоятельно передает результаты спецоценки в территориальный ГИТ, который и загрузит данные во ФГИС. Такое право у работодателя уже есть, его устанавливает пункт 4 статьи 18 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ. А дальше инспекция уже самостоятельно будет разбираться в отношении недобросовестного оценщика.

  1. Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели спецоценку, с помощью автоматизированных проверок.
  2. Периодичность проведения спецоценки могут изменить.
  3. У работодателей появится новая обязанность — проследить, чтобы результаты спецоценки внесли во ФГИС.
  4. Как поступить работодателю, если данных о спецоценке в его организации нет в системе.