Администрация

Два года у руля

Сегодня исполнилось ровно 2 года с момента вступления Эдуарда Ардабьева в должность руководителя муниципалитета. О том, что удалось воплотить в реальность, а что еще предстоит сделать в будущем, глава Борского района рассказал в своем интервью.

— Эдуард Викторович, прошло ровно 2 года с момента смены власти в Борском районе. Кто-то ждал этого давно, кто-то не был особо рад переменам. По итогам двух лет работы, в каких отраслях нашей жизни "жить стало лучше, жить стало веселей"?

 

— Меня смущает фраза "смена власти". У района сменился руководитель, а власть, какая она была, такая она и есть сейчас. Районная администрация, собрание представителей, администрации сельских поселений — это органы, которые обязаны выполнять свои полномочия по 131-му федеральному закону. Сменился глава района и появился глава администрации. Да, кто-то, наверное, ждал этих перемен, а кто-то и не был им рад. Считаю это естественным и отношусь к этому нормально. Смотря что именно люди ждали.       Стало ли жить лучше? Все относительно. У каждого человека свои показатели. Твердо могу сказать: хуже жить не стали. По итогам 2010 года в рейтинге оценки деятельности органов местного самоуправления мы занимали 18 место из 37. А в 2011 году мы стали 12-ми. А по динамике изменения социально-экономических показателей, в этом же рейтинге район на 6 месте. Это сухая статистика, и насколько она оправдывает ожидания населения, я не могу судить.

Со сменой руководителя, зачастую, люди ждут кардинальных и одномоментных изменений. Многие, наверное, думали, что на улицах, например, сразу станут ездить новые комфортабельные автобусы или на всех дорогах положат новый асфальт и так далее. Нужно понимать, что подобные изменения не могут произойти единовременно. Рост социально-экономического уровня района зависит от множества факторов и их совокупности. В настоящее время ключевым является участие в федеральных и областных целевых программах, что, во-первых, зависит от возможности софинансирования районом мероприятий программы. Во-вторых и третьих, — от грамотной, ответственной и компетентной работы руководителей подразделений, отвечающих за то или иное направление.

 

Приступив к своей новой работе, я, в первую очередь, изучил положение дел в этом направлении. И, к своему сожалению, увидел, что мы как участники заявлены далеко не во всех желаемых программах. Причины разные. Но недостаточность бюджетных средств — основная из них. Соответственно, появилась первоочередная цель — дополнительные источники пополнения бюджета.

 

Анализ показал: определенные возможности есть, например, за счет более эффективного использования муниципального имущества.

 

Следующая значительная часть бюджета района формируется за счет налоговых поступлений. Крупных предприятий на территории района, к сожалению, нет. Основу экономики составляют сельскохозяйственные организации, муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения и организации малого и среднего бизнеса. Наибольший удельный вес налоговых поступлений в местный бюджет составляет налог на доходы физических лиц. Если в сельскохозяйственных предприятиях, МУПах, бюджетных учреждениях — все четко, то в организациях малого и среднего бизнеса по-прежнему имеет место быть отсутствие рабочих мест, на которых осуществляется официальная оплата труда, или выплачиваемая официальная заработная плата ниже прожиточного минимума. Кроме того, налоговыми органами в течение года неоднократно выявлялись факты осуществления деятельности физическими лицами без регистрации вообще. Для наглядности приведу такие цифры:

 

на сегодняшний день количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района — 772 единицы, из них 653 — индивидуальные предприниматели, 119 — юридические лица; количество занятых в этих организациях — всего 1372 человека, из них 998 — у индивидуальных предпринимателей и 374 — у юридических лиц.

 

По итогам первого полугодия, налогов от деятельности организаций малых форм собственности в местный бюджет поступило 2 млн 600 тыс. руб. — единого налога на вмененный доход, что составляет чуть больше 9% от всех налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, и 118,4 тыс. руб. налога на доходы физических лиц.

— Оправдались ли Ваши ожидания от новой работы, и все ли удалось сделать, что Вы себе намечали?

 

— Не думаю, что после двух лет можно говорить об оправдании тех или иных ожиданий, и уж, тем более, о выполнении всех намеченных планов. Могу отметить: за первый год работы удалось увеличить доходные источники бюджета с 34 млн рублей до 50-ти, и хотелось бы, чтобы это не было пределом. В текущем году ожидается, что собственная доходная часть бюджета составит тоже около 50 млн руб.

 

Это, в свою очередь, расширило возможность участия в целевых программах. Кроме того, средствами собственного бюджета удается приводить в порядок ряд социально значимых объектов. Ни для кого не секрет, что есть объекты, в которых за всю историю их эксплуатации не было сделано даже элементарных минимальных удобств. Например, на сходе граждан в поселке Новоборский жители выразили озабоченность состоянием детского сада, который там функционирует с начала 60-х годов прошлого века. Решать проблему пришлось в течение двух лет. В 2011 году отремонтирована кровля и заменена большая часть оконных блоков, в 2012 году произведен внутренний капитальный ремонт, отремонтированы фасад здания и ограждение, произведена полная замена мебели. На деньги спонсоров частично обновлен игровой инвентарь. За 2 года из местного бюджета потрачено более 2 млн руб. Те, кто посещал детский сад ранее и сегодня, конечно, чувствуют разницу. И это того стоит.

 

И таких примеров много. Повторюсь еще раз, необходимы время, деньги и терпение.

 

В течение двух лет я и администрация района планомерно занимаемся разработкой и реализацией программы приватизации муниципального имущества в целях его более эффективного использования.

— Когда в СМИ мелькали сообщения о продаже или приватизации газопроводов, многие наверняка могли подумать, что это простое разбазаривание имущества. Развейте этот миф.

 

— Поясню. В соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", для органов местного самоуправления предусматривается необходимость осуществить в порядке, определенном законодательством о приватизации, отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения. Таким образом, газопроводы, расположенные на территории Борского района, используемые "Средневолжской газовой компанией" на праве безвозмездного пользования с начала двухтысячных годов, перепрофилировать, как Вы понимаете, нельзя. Соответственно, остается возможность отчуждения, в установленном законом порядке. Таким образом, часть газопроводов была включена в программу приватизации на 2012 год, основным критерием формирования которой явилось отсутствие необходимости использования планируемых к приватизации объектов для решения вопросов местного значения.

— На стоимости газа для населения этот процесс не отразится?

 

— Конечно, нет. Тарифы на природный газ для населения утверждаются постановлением правительства Самарской области и регулируются посредством предельных индексов роста Федеральной тарифной службой.

— Для чего нужно было когда-то делить жилищно-коммунальные МУПы и что в настоящее время происходит с их менеджментом?

 

— Кто пользуется ЖКУ и оплачивает их, тот знает, что в начале 2010 года было принято решение о реорганизации МУП "Управление ЖКХ" путем его разделения. Таким образом, было создано 3 муниципальных предприятия: МУП "Тепло" — услуги теплоснабжения, МУП "Управление ЖКХ" — услуги водоснабжения и утилизации твердых бытовых отходов и МУП "Жилсервис" — жилищные услуги. Предполагалось, что это позволит сократить расходы предприятия. У руководства ЖКХ было тому определенное обоснование и, соответственно, районное руководство с этим согласилось. Но по итогам работы 2010 и 2011 годов стало очевидно, что затраты, а, соответственно, и убытки — растут. Руководители и экономические работники предприятий внятных объяснений тому не представляли. Одно дело — некоторая часть убытков по теплоснабжению в части перерасхода газа, электроэнергии и воды имеет экономическое обоснование, но водоснабжение и жилищные услуги никак не могли быть убыточными по ряду серьезных экономических оснований. При анализе ситуации было установлено много фактов неэффективных управленческих действий руководителей.

 

Предприятиям вновь было предложено реорганизоваться в одно, но это потребовало бы новых незапланированных затрат на бухгалтерские программы, счета в банках, оформление имущества и так далее. В связи с чем было принято решение назначить новых руководителей, тем более, что здесь тоже ситуация была, мягко сказать, неоднозначная. Фактически руководство осуществлялось одним лицом, а юридически в каждом предприятии был свой директор. Получалось, что решение принимает один человек, а подписывает документы и несет юридическую ответственность другой. Например, случилась на водозаборе авария, нужно устранять. Юридический директор (работник бухгалтерии) и так называемый "фактический руководитель" благополучно в отпуске... Одним словом, полный хаос. В ближайшее время будет проведен анализ повторного разделения, и если результаты снова будут неудовлетворительными, то, возможно, все-таки будет объединение с обновлением менеджеров и финансовой службы предприятия.

— Как Вы думаете: чем объясняется невостребованность у населения услуг многофункционального центра? Ведь он создан для упрощения процедуры оформления документов.

 

— Я не считаю, что услуги МФЦ не востребованы. На мой взгляд, это преждевременное заявление. Сейчас мы наблюдаем лишь первые робкие шаги МФЦ. Некоторые учреждения не исполняют 210-й федеральный закон от 27 июля 2010 года "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на базе МФЦ и не передают полномочия по приему (выдаче) документов для оказания государственных и муниципальных услуг, в соответствии с соглашениями о взаимодействии. Кроме того, за населением оставлено право выбора: воспользоваться МФЦ или пойти в федеральные или муниципальные службы, которые порой находятся в том же здании. Люди обращаются туда, куда привыкли. Но когда закон вступит в полную силу и все услуги будут переданы в МФЦ, население, безусловно, оценит качество, оперативность и удобство этого учреждения. Сейчас центру не помешало бы активнее себя рекламировать. Ведь даже режим работы центра для большинства жителей является неоценимо удобным, так как можно обратиться за услугой после рабочего дня или в выходной день.

— Опишите свои чувства, когда Вы узнали о том, что займете кресло главы района.

 

— Это не произошло одномоментно. Выборы главы района предполагали большой процесс согласительных мероприятий, в том числе консультаций с областным правительством. Поэтому время на осознание и осмысление происходящего было. Ну, а если о чувствах, — то, конечно, чувство огромной ответственности.

— Не считаете ли Вы эти так называемые консультации не совсем корректным мероприятием? Если уж и консультироваться, то у народа, а не в кулуарах.

 

— Скорее, не считаю. На момент выборов мы имели ту систему, которую имели. Все 15 депутатов были выбраны народом, поэтому все — достойные, уважаемые и авторитетные люди. И занять пост главы района в той ситуации могли и хотели многие. Конечно, правительство не могло оставаться безучастным. Поэтому и были проведены, так скажем, непротокольные встречи с теми, кто может и хочет, и с теми, кто будет выбирать. Никакого давления ни на кого не оказывалось.

— Вы справляетесь с работой? Не жалеете, что ушли из лицея?

 

— Не хотелось бы самому оценивать, справляюсь я с работой или нет. Я отдаюсь ей на 100%. Ни одно событие, мероприятие, решение не остается без моего участия.

 

О лицее, безусловно, могу говорить много добрых и теплых слов. За 10 лет работы в этом коллективе пережито много разного. Но его профессионализм и эффективная слаженная работа всегда позволяли достигать поставленных целей и добиваться высоких результатов, не побоюсь этого слова.

 

Жалеть не приходится, потому что некогда. Кто пожалел — уже ушли. Будучи депутатом прошлого созыва, глядя со стороны, со многими проблемами я был знаком. Но вблизи все оказалось гораздо сложнее. В 2010 году я понимал сложность и разносторонность работы, на которую ухожу. Не скажу, что работать легко, но и что очень сложно — тоже. Просто нужно понять: где ты, кто ты, чем ты должен заниматься. И все твои действия должны быть понятны людям. Опыт своего прошлого места работы я применяю здесь на практике. Провожу "круглые столы", встречи с гражданами, принимаю участие в работе сходов граждан. Общение мне очень помогает. Радует открытость людей и их готовность к диалогу.

— В начале своей работы Вы проходили какие-то курсы по руководству, обменивались опытом с другими главами? Или все приходило постепенно, с опытом?

 

— Да, конечно, в 2010 году были двухнедельные курсы в Москве. В 2011 году — стажировка в Республике Татарстан. Мне это время пошло на пользу. Там я и познакомился со своими коллегами. Но все же значительная часть знаний, умений и навыков приходит с практическим опытом.

— Для Вас пост главы Борского района — это цель или результат?

 

— Результат.

— Как только Вы встали у руля, многие организации района сменили руководителей. Что это было: смена плохих работников на хороших или способ окружить себя "своими" людьми? То же самое произошло и в команде администрации.

— Я бы не сказал, что это происходило целенаправленно. Многие из ушедших были пенсионного возраста. И потом ни один человек не ушел просто так на улицу, всем желающим было подобрано другое место работы.

— Ходили слухи, что Вы поставили цель убрать из администрации людей с определенными фамилиями. Так ли это?

 

— Фамилии здесь не имеют никакого отношения, равно как и расовая, религиозная принадлежность и прочее (смеется). Если Вы говорите про людей из предыдущего состава администрации, то многие из них и сейчас успешно здесь работают. Я не ставил во главу угла такой подход к работе. Необходимо, прежде всего, ориентироваться на работу коллектива, а не на факты биографии отдельного сотрудника.

 

— Как Вы относитесь к средствам массовой информации, которые в погоне за жареными фактами публикуют не совсем приятную информацию о деятельности районной администрации, в том числе и откровенную клевету?

— Объективная критика полезна, даже если она не очень приятна. Другое дело, когда журналисты выдергивают какую-то ситуацию из контекста, совершенно не вникая и не анализируя ее, а порой просто не понимая, о чем речь, или не желая понимать. Конечно, после подобных публикаций у читателя формируется ошибочное мнение, неадекватный образ власти. На мой взгляд, самое лучшее отношение к этому — продолжать заниматься своей работой.

— Вести себя правильно — занятие не из легких. Вас не напрягает пристальное внимание к Вашей персоне? Ведь даже для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, Вам наверняка приходится искать наименее людные места или покидать пределы района. Вообще часто ли Вам удается побыть собой? Вы поете в душе, например?

 

— Я не прячусь от людей. После того, как я стал главой района, я не перестал ходить в магазин за продуктами или ездить с семьей на пляж. Когда люди меня встречают в неформальной обстановке, они делятся со мной своими проблемами. Моя жизнь всегда на виду, практически с самого рождения. Когда я выхожу на улицу или веду прием граждан, я не подделываюсь, не надеваю маску. Я такой, какой есть всегда. И в душе иногда пою, бывает (смеется).

— Что для Вас главнее: работа или семья?

 

— Не стоит подменять одно другим. Моя семья для меня — опора, поддержка, тепло и уют. Моя работа для меня — способ самореализации. Конечно, последние 2 года я значительно меньше могу проводить время дома, в кругу семьи. Но это не является поводом для каких-либо семейных разногласий. Моя семья меня ценит, уважает и понимает.

Беседовал Игорь БОГАТИНОВ