Администрация

Понедельник, 03 Октября 2016

Минтруд предлагает ввести риск-ориентированный подход при надзоре в сфере труда


03.10.16 10:03

Просмотров: 219

Минтруд подготовил проект постановления Правительства, вносящего изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, документ размещен на сайте проектов НПА в пятницу.

Работодателей предлагается разделить по категориям риска. Проведение плановых проверок в отношении работодателей в зависимости от присвоенной категории риска будет осуществлятся со следующей периодичностью:

  • для категории чрезвычайно высокого риска – один раз в календарном году;
  • для категории высокого риска – один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска – один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 4 года;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки проводится не будут.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели будут делиться на категории в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда. Показатель этот будет определяться по формуле и зависеть от:

  • показателя тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • показателя вероятности нарушений обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности;
  • коэффициента устойчивости добросовестного поведения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В документе содержится еще несколько формул и "Перечень значений показателей частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности".

 

 

 

Проект

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от «___» ____________________ г. № _______

МОСКВА

 

 

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

 

В соответствии со статьей 81 Федерального закона
от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля», Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся:

в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 4995, 2015, №30, ст. 4586);

в Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806   (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, №35, ст. 5326).

2. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы по труду и занятости, а также средств, предусмотренных указанному федеральному органу исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации в срок до 1 мая 2017 года утвердить методику расчета показателей, определяющих количественную оценку коэффициента устойчивости добросовестного поведения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                      Д.А.Медведев

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от «____» _________г. № ____

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ

ТРУДОВОГО ПРАВА

1. В Положении о федеральном государственном надзоре
за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 875
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 37, ст. 4995, 2015, № 30, ст. 4586):

а) пункт 2 дополнить абзацем в следующей редакции:

«Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности и настоящим Положением.»;

б) пункт 9 признать утратившим силу;

в) дополнить пунктами 17- 26 в следующей редакции:

«17. Отнесение работодателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения работодателей к категориям риска согласно приложению.

18. Отнесение работодателей к категориям риска осуществляется:

1) решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации – при отнесении работодателей к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;

2) решениями главных государственных инспекторов труда в субъектах Российской Федерации – при отнесении работодателей к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

19. В случае пересмотра указанного в пункте 18 настоящего Положения решения об отнесении работодателя к категории риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решение об отнесении работодателя к соответствующей категории риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении работодателя к категории риска, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении работодателя  к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении работодателя  к определенной категории риска работодатель считается отнесенным к категории низкого риска.

20. Проведение плановых проверок в отношении работодателей  в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории чрезвычайно высокого риска – один раз в календарном году;

для категории высокого риска – один раз в 2 года;

для категории значительного риска – один раз в 3 года;

для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 4 года;

для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

21. Федеральная служба по труду и занятости ведет перечень работодателей, которым присвоены категории риска (далее – перечень). Включение работодателей  в перечень осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении объектов государственного надзора к соответствующим категориям риска.

22. Перечень содержит следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности которых присвоена категория риска;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место нахождения работодателя;

д) реквизиты решения о присвоении работодателю  категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении работодателя  к категории риска.

23. На официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация из перечня о работодателях, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности которых присвоены указанные категории риска;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

д) категория риска и дата принятия решения об отнесении работодателя  к категории риска.

24. Размещение информации, указанной в пункте 23 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

25. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Федеральная служба по труду и занятости предоставляет им информацию о присвоенной их деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности к определенной категории риска.

26. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в установленном порядке в Федеральную службу по труду и занятости заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.»;

г) дополнить Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,  приложением  следующего содержания:

 

 

 

«ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 

 

КРИТЕРИИ

отнесения работодателей к категориям риска

 

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели относятся к следующим категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье работников, иные права и законные интересы работников), определяемого в соответствии с пунктом 2 настоящего документа:

а) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда составляет более 0,6 – чрезвычайно высокий риск;

б) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда составляет от 0,4 до 0,6 – высокий риск;

в) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда составляет от 0,2 до 0,4 – значительный риск;

г) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда составляет от 0,15 до 0,2 – средний риск;

д) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда составляет от 0,1 до 0,15 – умеренный риск;

е) в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда составляет менее 0,1 – низкий риск.

2. Показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле (1):

 

(1)

где:

– показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – обязательные требования), при осуществлении определенного вида деятельности;

– показатель вероятности нарушений обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности;

Ку – коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

3. Показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований (Т) определяется по формуле (2):

 

(2)

где:

ПВ – показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда;

М – показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках случаев причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда.

4. Значения показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности (ПВ) определяются по формуле (3):

 

(3)

где:

– показатель потенциального вреда непосредственно жизни и здоровью работников, в баллах;

– показатель потенциального вреда иным правам и законным интересам работников, в баллах.

5. Значения показателя потенциального вреда непосредственно жизни и здоровью работников (Пжз) и показателя потенциального вреда иным правам и законным интересам работников (Пп) определяются по перечню согласно приложению.

6. Значения показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках случаев причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М) определяются в зависимости от среднесписочной численности работников, занятых у работодателя:

а) при среднесписочной численности работников менее 200 человек – 0,5;

б) при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек – 0,7;

в) при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек – 1;

г) при среднесписочной численности работников от 1000 до 2499 человек – 1,5;

д) при среднесписочной численности работников более 2500 человек – 2.

7. Показатель вероятности нарушений обязательных требований  при осуществлении определенного вида деятельности (Кв) определяется по формуле (4):

 

(4)

где:

Чн – показатель частоты нарушений на одну проверку при осуществлении определенного вида деятельности;

i – вид экономической деятельности;

k – общее количество видов экономической деятельности.

7. Значения показателей частоты нарушений на одну проверку при осуществлении определенного вида деятельности (Чн) определяются по перечню согласно приложению.

8. Значения коэффициента устойчивости добросовестного поведения работодателей, связанного с исполнением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Ку), определяются для каждого работодателя в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. До утверждения методики коэффициент принимается равным 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
к критериям отнесения работодателей
к категориям риска

 

ПЕРЕЧЕНЬ

значений показателей частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности

 

Наименование вида деятельности

Показатель частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований)

Показатель потенциального вреда непосредственно жизни и здоровью работников

 

Показатель потенциального вреда иным правам и законным интересам работников

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (A)

0,9

6

5

Добыча полезных ископаемых (B)

0,8

6

3

Обрабатывающие производства (C)

0,7

5

5

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D)

0,7

4

3

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E)

0,5

4

3

Строительство (F)

0,8

6

6

Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (G)

0,6

2

2

Транспортировка и хранение (H)

0,5

4

3

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (I)

0,8

2

1

Деятельность в области информации и связи (J)

0,5

4

1

Деятельность финансовая и страховая (K)

0,8

2

1

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом (L)

0,5

3

2

Деятельность профессиональная, научная и техническая (M)

0,2

1

1

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (N)

0,2

1

1

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (O)

0,3

1

1

Образование (P)

0,7

3

3

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q)

0,8

2

2

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (R)

0,2

1

1

Предоставление прочих видов услуг (S)

0,6

3

4

 

».

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от «____» _________г. № ____

 

 

 

 

Изменения, которые вносятся в Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806

В перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806, внести изменение, дополнив пунктом 4 следующего содержания:

«4. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.».