Администрация

Порядок прохождения медико-социальной экспертизы

Разъясняет помощник прокурора А.А. Щербаков

Гражданин может быть признан инвалидом при проведении впервые либо повторно медико-социальной экспертизы (МСЭ) федеральными учреждениями МСЭ (далее - бюро МСЭ) на основании положений Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Так, для признания гражданина инвалидом должны соблюдаться следующие условия в совокупности:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

2) ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью;

3) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Для прохождения МСЭ потребуется направление на МСЭ, которое выдается:

а) медицинской организацией - после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, а в отношении гражданина, находящегося в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечностей и нуждающегося в первичном протезировании, - в течение трех рабочих дней после проведения указанной операции.

б) ПФР или органом социальной защиты населения - при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

Направление на МСЭ передается выдавшей его организацией (органом) в бюро МСЭ в форме электронного документа с использованием соответствующих информационных систем, а при отсутствии доступа к таким системам - на бумажном носителе.

Для направления гражданина на медико-социальную экспертизу требуется его согласие.

В случае отказа в направлении на МСЭ гражданину выдадут справку, на основании которой он (его представитель) может самостоятельно обратиться в бюро МСЭ. Для этого потребуется заявление о проведении МСЭ.

Заявление, оформленное на бумажном носителе, должно быть подписано гражданином либо его представителем. Заявление в форме электронного документа подписывается простой электронной подписью.

Кроме того, для прохождения МСЭ потребуются следующие документы:

1)  документ, удостоверяющий личность гражданина;

2) документы, удостоверяющие личность, место жительства и полномочия представителя гражданина (при обращении через представителя);

3) письменное согласие гражданина на проведение МСЭ (не требуется в случае проведения МСЭ заочно);

4) справка об отказе в направлении на МСЭ;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6) документы, необходимые для установления причины инвалидности;

7) документы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) заключение врачебной комиссии медицинской организации, подтверждающее, что по состоянию здоровья гражданин не может явиться в бюро МСЭ, в связи с чем МСЭ необходимо провести на дому.

В случае если необходимые документы не представлены гражданином по собственной инициативе, специалисты бюро МСЭ запрашивают необходимую информацию и документы, находящиеся в распоряжении бюро МСЭ, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, удостоверяющих личность.